Рубрики1
Социалки
Новые статьи

Адронный коллайдер ставит новый рекорд

 Большой адронный коллайдер (БАК), действующий близ Женевы в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН), завершил год новым рекордом. Как говорится в сообщении, распространенном сегодня ЦЕРН, в последние дни ученые смогли зафиксировать столкновения пучков протонов, циркулирующих по 27-километровому туннелю, на энергии 2,36 тераэлектронвольт (ТэВ). Таким образом, преодолен рекордный до этого уровень столкновений в 1,96 ТэВ (или менее 1 ТэВ на пучок), достигнутый на построенном вблизи Чикаго коллайдере «Теватрон» лаборатории «Ферми».

«Мы не могли желать для себя лучшего завершения 2009 года. Задача первого этапа работы коллайдера полностью выполнена», — приводятся в официальном сообщении слова генерального директора ЦЕРНа Рольфа Хоейра.

Как пояснил ИТАР-ТАСС официальный представитель ЦЕРНа Джеймс Гиллес, теперь БАК переведут в режим ожидания и заново запустят в феврале следующего года. Ученые надеются, что уже в первом квартале 2010 года им удастся довести энергию до 7 ТэВ или 3,5 ТэВ на пучок. Тогда и начнутся эксперименты, ради которых, собственно, и создавался БАК стоимостью в 10 миллиардов швейцарских франков. При помощи анализа результатов столкновения частиц, циркулирующих практически со скоростью света, ученые надеются глубже проникнуть в тайны материи, достичь самых высоких из

когда-либо изученных энергий.

Большой адронный коллайдер (БАК) — крупнейший в мире ускоритель элементарных частиц, который поможет узнать тайну возникновения Вселенной. БАК – это 27-километровый туннель, вырытый на стометровой глубине, разгоном пучков протонов в котором управляют 53 сверхпроводящих магнита. Именно они и стали узким местом коллайдера – магниты могут работать только при температурах, близких к абсолютному нулю (минус 273 градуса по Цельсию). Первый запуск коллайдера сопровождался слухами о том, что его работа может быть потенциально опасна, однако ученые опровергли все эти домыслы. По своему научному значению пуск коллайдера под Женевой намного превосходит даже полет на Луну. Над его созданием 14 лет работали ученые из 40 стран.