Рубрики1
Социалки
Новые статьи

Это цитата сообщения Stephanya Оригинальное сообщениеВоздвижение Креста Господня


Воздвижение Креста Господня — праздник, празднуемый католической,православной и Древневосточными православными церквями, принадлежит к числу двунадесятых. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.

Празднуется Православной церковью 14 (27) сентября и Католической церковью 14 сентября по григорианскому календарю. Армянской Апостольской Церковью — в воскресенье, выпадающее в промежуток между 11 и 17 сентября (а также в понедельник, пятницу и субботу следующей недели).


Икона «Воздвижение Креста Господня»
(Новгород, XV век)

История праздника

Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314—333). В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327. Храм был освящён 13 сентября 335. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Возвращение Креста

В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию (609—633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610—641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесён в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царём шёл Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничижённом виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внёс Крест Христов в храм.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».


Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня. (Картина В. К. Сазонова, XIX век)

Православная церковь

Богослужение аналогично богослужению Крестопоклонной Недели (3-я Неделя Великого поста) и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа).

Накануне (то есть 26 сентября) вечером совершается всенощное бдение. По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить в России лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладётся на престол до начала богослужения (Евангелие ставится за антиминсом).

На утрене Евангелие читается в алтаре, после чтения Евангелия поётся «Воскресение Христово видевше» вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем после чтения Евангелия не совершаются. Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение. Во время Великого славословия при пении Трисвятого настоятель совершает вынос креста. Держа Крест на голове, настоятель, в предшествии диакона со свечой, постоянно кадящего Крест, совершает его вынос через северную дверь; остановившись на амвоне, он произносит «Премудрость, прости», затем при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» несёт Крест на середину храма и кладёт его на аналой. Затем совершается троекратное пение тропаря «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а затем сугубая ектения, обычное окончание всенощного бдения и первый час.

На литургии вместо Трисвятого поётся «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» (без земных поклонов).

По традиции в этот день принято надевать облачения фиолетового цвета.

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в алтарь через Царские врата.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.
Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 - 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши". Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.
Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными.

Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его.
Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась.
Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября).
Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.


Воздвижение Креста Господня

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 - 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 - 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 - 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: "Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество".

тут,тут

***
***

Славянские языческие и православные праздники.
Коляда,Рождественские святки
Сочельник
Рождество Христово
Евангельская история в рассказах. " Рождество Христово"
Рождество Христово в живописи. Часть 1.
Рождество Христово в русской живописи. Часть 2.
Рождество в русской поэзии - 1
Рождество в русской поэзии -2.

Святочные гадания
Васильев день
Крещение Господне
Сретение Господне
Масленица
Чем современная Масленица отличается от той, что праздновали в XVIII-XIX веках?
Прощеное воскресенье
Благовещение .Эль ГРЕКО.
Благовещение Пресвятой Богородицы в живописи
Иконы "Благовещение "
Благовещение Пресвятой Богородицы
Лазарева суббота
Вербное воскресение
Вербное воскресение в живописи
Страстная неделя
Страстной цикл в русской живописи-1
Страстной цикл в русской живописи-1.1
Страстной цикл в русской живописи-2
Страстной цикл в русской живописи-2.1
Страстной цикл в русской живописи-3
Чистый четверг
Пасха в русской живописи.Часть 1
Пасха в русской живописи.Часть 2.
Пасха в русской живописи.Часть 3
Пасха в русской литературе
Яйца пасхальные
Коллекция пасхальных яиц
Пасхальное дерево Фолькера Крафта
Пасхальные открытки. Ретро
Ледяные узоры Альмы Пиль
Радоница
День Святой Троицы в русской живописи.Часть 1
День Святой Троицы в русской живописи.Часть 2
Успенский пост
Медовый Спас
Медовый Спас в живописи
Преображение Господне
Яблочный Спас
Яблоки в живописи
Иван Шмелев «Яблочный Спас»
Праздник Успения Пресвятой Богородицы
Богородичные праздники.Часть 1
Богородичные праздники.Часть 2
Спас Нерукотворный
Ореховый Спас
Церковное новолетие и миротворный круг
Рождество Пресвятой Богородицы

Библейские сюжеты

Руфь
Иосиф
Соломон
Соломон и Суламифь.
Давид
Давид и Голиаф
Еврейская легенда о Лилит.Часть 1.
Лилит .Часть 2.
Адам и Ева.
Самсон
Ревекка.
Повесть о Петре и Февронии в иконных клеймах
Библейские сюжеты в русской живописи. Часть 1.
Библейские сюжеты в русской живописи. Часть 2.
Библейские сюжеты в русской живописи. Часть 3,Часть 4.
Иллюстрированная Библия.Часть 1.
Иллюстрированная Библия.Часть 2.
Иллюстрированная Библия.Часть 3.
Иллюстрированная Библия.Часть 4.
Иллюстрированная Библия.Часть 5.
Иллюстрированная Библия.Часть 6.
Иллюстрированная Библия.Часть 7.
Иллюстрированная Библия.Часть 8.
Иллюстрированная Библия.Часть 9.
Иллюстрированная Библия.Часть 10.
Иллюстрированная Библия.Часть 11.
Иллюстрированная Библия.Часть 12.

Святая царица Александра
Святая блаженная Ксения Петербургская
Владимирская икона Божией Матери
Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
О чем говорят жесты на иконах?
Иконы из кристаллов Сваровски (Swarovski)
Иконы ручной работы.Макраме.
Иконы.Палех.
Икона "Святая мученица Лидия"
Иверская икона Пресвятой Богородицы
Святая мученица Валерия
Святой Стефан

День святителя Николая Чудотворца
Святой благоверный великий князь Александр Невский
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г.Москва
Архитектура Петербурга. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы .
БУДДИЙСКИЙ ХРАМ "ДАЦАН ГУНЗЭЧОЙНЭЙ" . Санкт-Петербург
ЦЕРКОВЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО .Санкт -Петербург.
Храм святых апостолов Петра и Павла. Петергоф.
Чесменская церковь
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове

Вильям-Адольф Бугеро. Часть 1,2,3,4,5.

Патриархи
Патриарх Московский и всея Руси. Иов
Патриарх Московский и всея Руси. Игнатий ( де-факто ).
Патриарх Московский и всея Руси. Гермоген.
Патриарх Московский и всея Руси. Филарет
Патриарх Московский и всея Руси.Иоасаф I
Патриарх Московский и всея Руси.Иосиф
Патриарх Московский и всея Руси.Никон
Патриарх Московский и всея Руси.Иоасаф II
Патриарх Московский и всея Руси.Питирим
Патриарх Московский и всея Руси.Иоаким
Патриарх Московский и всея Руси. Адриан
Шилов В.В. Портретная галерея Патриархов Московских и всея Руси

Православная энциклопедия "Азбука веры"

Христианские таинства
Великое таинство рождения: обычаи и обряды.
Исповедь

Русский свадебный обряд
Русские свадебные наряды
История свадебного платья
Поцелуйный обряд
Крещение Цесаревича Алексея, сына Николая II. Ильяс Файзуллин.


Серия сообщений "Исскуство":
Часть 1 - *_*
Часть 2 - Без заголовка
...
Часть 8 - цитата-ФРАНЦИЯ - ЗАМОК АЗЭ - ЛЁ - РИДО
Часть 9 - цитата-Андрей Рублев
Часть 10 - цитата-Воздвижение Креста Господня
Часть 11 - цитата-ера, Надежда, Любовь и мать их София

Серия сообщений "Иконы":
Часть 1 - цитата-Икона "Устюжское Благовещение"
Часть 2 - цитата-Андрей Рублев
Часть 3 - цитата-Воздвижение Креста Господня
Часть 4 - цитата-ера, Надежда, Любовь и мать их София