Рубрики1
Социалки
Новые статьи

Армянский кафедральный собор. (700x525, 95Kb)

 Армянский квартал.

Во Львове армяне появились во второй половине ХIII столетия, во времена Данила Галицкого. В древнерусском Львове армяне жили в районе современного Подзамче.

 В ХIV веке они переселились в среднюю часть города, заняв квартал между улицами Краковской, совр. Леси Украинки и Армянской. Центральной частью квартала стала улица Армянская. Впервые это название фиксируется в документах в 1441 году.

Армянская колония играла значительную роль в жизни Львова. Восточная торговля почти полностью была сосредоточена в руках армян.

Они не только торговали сами, а также занимали должности торговых переводчиков. Славились также армянские ремесленники, прежде всего ювелиры и кожевники. В ХVI-ХVII веках армяне много сделали для  Речи Посполитой как разведчики.

Почти каждый купец, возвращаясь  с Востока, привозил ценную информацию. Несмотря на  притеснения  со стороны католического духовенства, армяне сохранили свой суд, школы, больницы, библиотеку.

арм10 (359x466, 16Kb)

арм 14 (400x300, 13Kb)

Существовала также армянская типография, в которой в 1616 году Ованес Карматанянц издал «Псалтырь», единственный экземпляр которого хранится сейчас в Венеции. В городе  возникла армянская митрополия.

арм3 (640x477, 71Kb)

 Армяне подарили Львову   таких выдающихся личностей, как бургомистр Бартоломей Зиморович, историк Садок Баронч, первооткрыватель минеральных источников Трускавца и Дрогобыча Теодор Торосевич.

В первой половине ХVII столетия во Львове проживало более 2000 армян, а в 1783 году их осталось всего 212. На начало ХХ века армян во Львове практически не было – остались поляки с полонизированными армянскими фамилиями.

Центром духовной и культурной жизни львовских армян всегда был и остается Армянский Кафедральный собор, расположенный на улице Армянской, 7. 

Памятниками архитектуры являются дома № 14 и № 21, сохраненные в стиле ампир. Ценнейшим памятником жилищной архитектуры считается дом № 20, возведенный в ХVI  столетии итальянским архитектором Петром Итальянцем в стиле Возрождения. Самый старый из домов на улице – это дом № 25, возведенный в  ХVII столетии и принадлежащий армянскому художнику Христофору Захновичу.

 

арм4 (640x425, 63Kb)

Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы связан с традициями византийского, древнерусского и, прежде всего, национального армянского зодчества. Значение его тем более велико, что он является уникальным памятником армянской архитектуры XIV века на украинских землях.

В плане, композиции и конструкциях древнейшей части львовского Армянского собора есть много общего со знаменитым храмом в Ани — прародине многих львовских армян. Преемственность, а возможно и прямая зависимость очевидна. Но влияние национальной культуры шло не только прямым, но и опосредованным путем: через армянскую архитектуру Каффы (Феодосии) и других колоний в Крыму, через Галич, еще раньше Львова познакомившийся с зодчеством Армении.

В исторических источниках упоминается имя зодчего Армянского собора — Доринг (Доре, ум. в 1384 г.), силезский немец. Однако большинство исследователей справедливо сомневается в том, что чужеземец смог бы так скоро, глубоко и органично проникнуться духом армянского зодчества. Быть может, архитектором был какой-то армянин из Ани или Крыма, а Доринг лишь осуществлял руководство строительством. В последнее время появилась новая версия: имя Доринга прочитано неверно, зодчим был армянин Дорко из Каффы.

По первоначальному плану здание Армянского собора представляло собой равноконечный греческий крест; купол в центре поддерживался двенадцатигранным барабаном. Этот тип четырехстолпного храма, равно как и кладка купола из обожженных глиняных горшков, специфичны именно для архитектуры средневековой Армении. В то же время наличие трех апсид, характерных для восточноевропейской традиции, указывает на творческое взаимодействие армянской и древне-русской архитектуры. В условиях Львова XIV века, где было столько храмов галицко-волынской школы, такое влияние; представляется более чем вероятным. В пользу этого говори и определенное сходство Армянского собора с церковью св. Пантелеймона в Галиче.

Подобные точки соприкосновения обнаруживают и остатки фресок в оконных нишах (открыты при реставрации собора в 1925 году) едва ли не древнейшего на Западной Украине памятника монументальной живописи, датируемого первой половиной XVI века. В амбразуре южного окна уцелели изображения Иоанна Богослова и св. Прохора; на противоположной стороне — апостол Иаков и маленькая фигурка коленопреклоненнего ктитора. В своеобразном типаже персонажей, динамичном ритме жестов и складок, несколько угловатом, резком рисунке и других выразительных средствах проступают черты, общие для многих школ древнерусской живописи.

арм44 (462x700, 151Kb)

Эпоха Возрождения привносит много нового в архитектуру собора. В 1437 году с южной стороны сооружается открытая аркада; после пожара 1527 года достраивается восточный портал. Петр из Лугано (Швейцария), которого называли Итальянцем, а также Красовским (от Красова неподалеку от Львова, где были каменоломни, или же от Крассо на границе Италии и Швейцарии), строит в 1571 году восьмиугольную колокольню, увенчанную луковичным куполом. Колокольня впоследствии несколько раз горела, и ее купол был восстановлен в начале XIX века в искаженном виде. В XVI веке был возведен и дом армянских архиепископов. Из скульптурных памятников той эпохи сохранилась надгробная каменная плита умершего в 1551 году патриарха Великой Армении Стефана. В формальных приемах пластики прослеживаются реминисценции готики, но очень определенная гуманистическая трактовка образа человека вводит это произведение уже в орбиту ренессансного искусства. В стены ризницы вмурованы прекрасные рельефы XVI века: «Фома неверующий» и «Св. София с дочерьми», снятые с надгробных памятников.

К концу XVI столетия армяно-грегорианская церковь в Галиции, вынужденная заключить унию с Ватиканом, теряет свою самостоятельность. Соответственно «католизируется» и архитектура собора. В XVII веке пристраиваются ризница, внутренние ворота в монастырском дворе, каплица. Там, где был главный фасад с порталом, архитектор и скульптор Альберт Келар пристраивает к древней первооснове собора длинный неф. Вскоре его перекрывают резным деревянным потолком великолепной работы, а в 1723—1726 годах весь интерьер отделывается в стиле европейского барокко. Устанавливается барочный алтарь; во дворе — колонна со статуей св. Христофора и деревянный барельеф «Голгофа».

Но и на этом история строительства собора не оканчивается. В 1908 году архитектор Ф. Менчинский переделывает западный фасад, выходящий на Краковскую улицу, в псевдоготическом духе. Внутри собора купол украшается мозаикой Ю. Меххоффера (1926), а стены росписями Я. Розена. На апсидах появляются резные колонны и орнаменты — стилизация по мотивам древнеармянского зодчества; они мало что прибавили к художественным достоинствам собора.

 

 

Ансамбль Армянского собора — уникальный памятник армянской средневековой архитектуры в Украине. В ансамбль храма входят ещё несколько архитектурных шедевров:

  • башня-колокольня над входом во двор, которую выстроил архитектор Петр Красовский в 1578; возвращена армянской общине решением львовского горсовета в декабре 2007года.
  • декоративная колонна с фигурой Святого Христофора (1726 год), которая стоит на дворе;
  • здание бывшего армянского банка (XVII век);
  • дворец армянских архиепископов (XVII—XVIII век, в настоящее время не принадлежит армянской общине);
  • здание бывшего монастыря армянских бенедиктинок (XVII век).

 

арм интер (700x477, 30Kb)

18 мая 2003 года собор освятил патриарх-католикос всех армян Гарегин II. После того как глава Львовской областной госадминистрации передал армянскому архиепископу Григорису ключи от храма, католикос Гарегин ІІ осуществил обряд «открытия двери» и освятил собор. На торжествах присутствовали...