Рубрики1
Социалки
Новые статьи

 

иль джеза (635x600, 68Kb)  Иль Джезу  Италия

 

Церковь Джезу́ (Chiesa del Sacro Nome di Gesù, Кье́за дель Са́кро Но́ме ди Джезу́, то есть «церковь во святое имя Иисуса») -соборная  церковь Общества Иисуса (ордена иезуитов), в которой похоронен его основатель-Игнатий лойола Находится на небольшой одноимённой площади в центре Рима. Построена в1568-1584 в духе маньеризма, довольно близко предвещавшем эстетику барокко, первоначальный проект подготовил Микельанджело).

Костёл иезуитов. (700x525, 72Kb)

Костёл иезуи́тов (костёл Святых Петра и Павла ордена иезуитов) 

одно из наибольших культовых сооружений Львова: длина 41 метр, ширина 22,5 метра, высота — 26 метров. Костёл мог вместить до 5 тысяч верующих. Это также первое сооружение в стиле барокко во Львове.

Костёл сооружался в 1610—1630 годах, отделочные работы продолжались до 1660 года. Строительство начал монах Себастьян Лахмиус в 1613—1614 годах, его проект существенно переработал и завершил строительство итальянский архитектор Джакопо Бриано в 1618—1621 годах. Итальянец внёс в здание формы, которые сложились в схеме фасада церкви Иль-Джезу в Риме (авторы Дж. Виньола и Дж. делла Порта). Эта схема распространилась в европейской архитектуре в XVII веке и стала характерной для стиля барокко. В решение интерьера была положена новая пространственная концепция, которая символизировала мощь Римско-католической церкви, определявшей, по мнению идеологов контрреформации, жизнь и все дела человека.

 

Иезуиты известны во Львове не только тем, что положили на­чало промышленному пивоварению. Иезуиты – самый мощный католический орден. Их ум, образование и богатство, как и, впро­чем, хитрость и коварство, стали легендой. Ватикан несколько раз ликвидировал орден иезуитов, но он возрождался вновь и вновь, как Феникс из пепла. Иезуиты проникали во все уголки земного шара, даже в Китай, Индию и Индонезию, а в Парагвае иезуит­ское государство существовало полтора столетия.

В Украину иезуиты попали в конце шестнад­цатого столетия. В 1583 году львовский латин­ский архиепископ Ян Соликовский, личный друг трех польских королей, пригласил иезуитов во Львов для поддержки като­лицизма среди схизматического окру­жения. На деньги львовской мещанки Софии Гандзлевой была построена первая иезуитская деревянная часовня на площади Каструм  возле бывшего Низкого замка (замок стоял там, где теперь львов­ский вернисаж).

 

Но иезуитам с их размахом и амби­циями нужен был большой каменный храм. Город в этом не был заинтересован. земля во Львове была очень дорогой, ее было мало, крепостные стены не давали городу расти. Буквально каждый санти­метр земли облагался большим налогом, а вот церковные земли налогом не обла­гались. Поэтому город всячески тормозил сооружение иезуитского храма. Однако польский король Сигизмунд III, сам  ие­зуит, оказывал давление на львовский магистрат. И вот в 1603 году король вы­делил участок для строительства иезуит­ского костела – недалеко от Волосской  церкви, в еврейском районе, где, как было сказано в документе, размещались  конская мельница, дом Нахмановича и дом публичной испорченности».

Однако именно на этом месте еврейский бурго­мистр Исаак Нахманович вел строительство чудес­ной готично-ренессансной синагоги, которую спроек­тировал самый знаменитый львовский архитектор, итальянец Павел Римлянин. Синагога – гордость львовских евреев, только что была закончена. Однако иезуитам удалось найти документ, свидетельствовавший, что когда-то эта  земля принадлежала католическому священнику Синявскому.  Началось расследование: каким образом участок стал еврейской собственностью?

Евреи, в свою очередь, начали судебный процесс и проиграли. Глубокое отчаяние поселилось в сердцах народа Израилева. Отдать роскошную синагогу, на которую было истрачено столько труда и денег!? Это было выше их сил. На их счастье, жила тогда во Львове очень богатая и очень набожная вдова несравненной красоты – невестка этого самого Нахмановича- Роза. Она постоянно заботилась о бедных, больных и калеках, жертвовала для них значительные суммы.Увидев беду, павшую на голову своего народа, Роза, не задумываясь ни на минуту, отдала все свое богатство на выкуп святы­ни, но иезуитский епископ и слышать об этом не хо­тел. «Пусть сама придет с деньгами», – таково было последнее слово епископа. Роза была так прекрасна, что, взглянув на нее, епископ утратил дар речи. Придя в себя, он сказал: «Останешься со мной – отдам твоим братьям святыню».

- Хорошо, – ответила Роза, – но сначала подпиши бумагу. Документ о том, что иезуиты отказываются от этого участка земли, через несколько минут был передан старшинам еврейской общины, а Роза осталась с епископом. Великая радость овладела народом Израилевым, евреи со­брались в синагоге, чтобы своими молит­вами восславить Господа. Не забыли они в молитвах и свою спасительницу.

Эта ночь стала для Розы чередой неимо­верных страданий. Проснувшись, епископ нашел Розу мертвой. Она отравилась,потому что не могла жить после такого страшного позора. Но смерть ее не была напрасной. Роза вошла в пантеон мучеников, и благодарные евреи назвали свою чудесную синагогу ее именем – Золотая Роза

 

Так рассказывает старая львовская легенда. Синагогу «Золотая Роза», несравненный  шедевр львовской ренессансной архитектуры, уничтожили немецкие нацисты во время Второй мировой войны.

Lwow-SynagogaZlotaRoza3 (640x480, 26Kb)

А иезуитам пришлось строить свой храм в другом месте, на берегу Полтвы. Строительство продолжалось 20 лет – с 1б10 по 1б30 год. Это был первый храм в стиле барокко во Львове. Итальянский архитектор Джакопо  Бриано, только что приехавший со своей родины, построил его по образцу церкви Иль Джезу  в Риме. Во Львове есть еще один храм – церковь Сретения, построенная по похожему проекту. Иезуитский костел – самый большой храм Львова, на литургию в нем собиралось более пяти тысяч прихожан. Самый большой храм имел и самую высокую башню, высотой 100 метров. Ее построили в 1702 году. Но когда обрушилась львовская ратуша, иезуитскую башню разобрали в 1830 году.

Иезуиты придавали очень большое значение образованию и везде, куда они приходили, основывали коллегии, учебные заведения для детей шляхты. Во львовской иезуитской коллегии учился Богдан Хмельницкий, и когда он осадил город, на пере­говоры с ним ходили его бывшие преподаватели.

Благодаря иезуитам в нашем городе был основан первый в Украине и в России университет. Несмотря на интриги во Львове и вне Львова, польский король Ян Казимир 20 января 16б1 года подписал указ о реорганизации иезуитской коллегии в универси­тет. Указ должен был подтвердить сейм, но он этого не сделал под давлением Краковского университета, который опасался соперни­ка в лице Львовского университета. Так или иначе, но Львовский университет тогда заявил о себе во весь голос.

Иезуитов во Львове не любили, город задолжал им большую сумму денег. И вот, через год после прихода во Львов новой австрийской власти, в 1773 году орден был ликвидирован. Иезуитов выгнали со Львова, их собственность стоимостью более одного миллиона злотых конфисковали, а культовое имущество иезуитов – храмовое золото и серебро переплавили на монеты. После этого иезуиты еще несколько раз появлялись во Львове, и несколько раз их снова выгоняли. Но они оставили в наследство львовянам самый большой храм города, первый университет и  чудесную

 

Недавно в Львовском Костеле Иезуитов были найдены остатки старинного органа, украшены резьбой, позолотой и полихромией. Тридельный алтарь выполнен в стиле рококо со скульптурным и орнаментальным убранством.

Среди лепнины преобладают ангелы с различными музыкальными инструментами.

Специалист по органным инструментам Национального дома органной и камерной музыки осмотрел инструмент и по его заключению, он был изготовлен в 18-19 веках.

Клавиатура инструмента изготовлена из слоновой кости. Хорошо сохранилось и скульптурное украшение, но большинство из 22 регистров органа недоукомплектованы и нуждаются в реконструкции. Решается вопрос о возвращении органа к жизни.

 

 

Множество легенд таят в себе средневековые подземелья Львова. Разветвленная система подземных ходов старого города может неожиданно вывести нас как к костелу иезуитов Святых Петра и Павла, Преображенской церкви, так и к Аптеке-музею. Мы попытаемся «разобрать на камни» легенды, связанные с католическим кляштором Святых Петра и Павла.

Это место таит в себе огромное количество историй. В 1610 году монах Себастьян Лахмиус заложил первый камень в фундамент храма, в дальнейшем его проект существенно переработал и завершил итальянский архитектор Джакомо Бриано. Храм, выполнен в стиле барокко, по своей форме напоминает церковь Иль-Джезу в Риме. Подземелья храма намного старше самого здания. Но наиболее интересным объектом в криптах, так называемых подземных тайниках костела, является алебастровый саркофаг XVIII века, который предназначался для архиепископа львовского Николая Вижицкого.

Стоит отметить, что дата смерти указанная на саркофаге не была выгравирована до конца, видны только две первые цифры 17 .. и герб Вижицкого. Самая интересная находка - большое отверстие с левой стороны саркофага, которое, согласно легенде, выбил архиепископ после захоронения, в попытке выбраться наружу. Но где именно тело Архиепископа Львовского, до сих пор никто не знает.

В древности в подземельях прятали самых достойных людей, но в конце XVIII ст. эти захоронения начали уничтожать, и полностью вывезли в советские времена. Остались только места, в которые ставили гроб.

С подземными галереями связана средневековая легенда о Черном Монахе. Рассказывают, что когда-то во Львов пришел монах из другого монастыря. Он не хотел быть простым монахом, потому начал бунтовать. Остальные монахи восприняли бунтарство как грех, и закрыли его в келье - вымаливать у Бога прощение. Спустя некоторое время к непокорному неофиту пришел мужчина, его впустили, и незнакомец долго не выходил. Когда монахи пришли проверить, что случилось, в келье уже никого не было. Только на полу лежал небольшой лоскуток бумаги, написанный кровью. Это был контракт, за которым монах продал свою душу дьяволу. И вот с того времени вплоть до наших дней львовскими подземельями ходит Черный Монах. Каждого встречного он спрашивает, не видели ли незнакомца, потому что он хочет упразднить тот договор…