Рубрики1
Социалки
Новые статьи

Это цитата сообщения Egbert_von_Baden Оригинальное сообщениеГофман и русские писатели

        Русские писатели очень любили Гофмана. Когда я стал читать произведения Гофмана, я постоянно находил связи между его волшебными сказками и образами наших русских писателей - сходства много в описаниях, например вообще вся Неточка Незванова Достоевского - это вполне гофмановское творение, и когда в романах появляется сказочность, или же своеобразность смешения воображаемого и настоящего - это стиль Гофмана. Когда в романах романтические желания героя вдруг неким ироническим способом, одновременно смешно и грустно сталкиваются с вульгарной реальностью - это стиль Гофмана :)

       Оказывается Федор Михайлович Достоевский вообще прочитал всего Гофмана, причем и в оригинале и в переводе. Вот что значит знать немецкий язык:))))В предисловии к рассказам Эдгара По (!!!), Достоевский пишет, что Гофман "олицетворяет силы природы в образах: вводит в свои рассказы волшебниц, духов и даже иногда ищет свой идеал вне земного, в каком-то необыкновенном мире, принимая этот мир за высший, как будто сам верит в непременное существование этого таинственного волшебного мира." 

    Хорошо сказала о Гофмане журналистка Дарья Завгородняя: "Нашей литературе Гофман, можно сказать, дядя по материнской линии: Гоголь и Достоевский в своих произведениях протянули ему незримую руку дружбы, пламенный Белинский уважительно о нем отзывался, а тетка Александра Блока, Мария Андреевна Бекетова, была известной переводчицей Гофмана. Начинающие литераторы в 1921 году образовали группу и дали ей имя одного из циклов гофмановских новелл - «Серапионовы братья». В эту группу вошли некоторые из тех, кто потом определил лицо русской литературы ХХ века: Вениамин Каверин, Михаил Зощенко, Евгений Замятин. Михаил Булгаков, Евгений Шварц хоть и не были «Серапионами», но порой между строк их блистательной прозы, подмигивая, глядит на нас великий фантазер Эрнст Теодор Амадей Гофман

   Можно обложиться литературоведческими авторитетами и бесконечно рассуждать о том, какая мудреная у Гофмана «поэтика» и как там у него все двойственно и непросто. Но мы не будем. Мы скажем только, что в этой волшебной книге каждый найдет себе чтение по сердцу: и дитя, и задумчивый студент, и ветреная красавица, и вообще любой житель России, которому знакомы перипетии нашей новейшей истории. Вспомним хоть «Крошку Цахеса», где князь Пафнутий повелевает ввести в Просвещение «с сего часа», а прежде «вырубить леса», «развести картофель», «проложить шоссейные дороги и привить оспу». А главное - выслать из страны всех фей, которые своим волшебством смущают народ... И по сей день восторженные юноши подпадают под обаяние пустоглазых красавиц-автоматов (смотри новеллу «Песочный человек»), а нежные барышни - в тенета злобных, уродливых, но богатых гномов («Королевская невеста»). Демоническое смешивается с бытовым. Высокое философское умозрение - с обыденными фактами. Заурядная фройляйн рассуждает, как теоретик романтизма, простой архивариус на самом деле - могущественный волшебник, а торговец очками - так и вовсе сам дьявол!"

 Знаменитый, а теперь незаслуженно забытый писатель В.Ф. Одоевский, которого помнят по его грустной повести "Черная курица или подземные жители", также вдохновлялся Гофманом в своих готических рассказах, не случайно его произведение Лафертовская маковница вошло в изданный в наше время сборник Русская готика. Произведения Одоевского полны атмосферой  гофмановских сказок. Сам писатель весьма хорошо описал творчество немецкого сказочника: «Гофман нашел единственную нить, посредством которой этот элемент может быть в наше время проведен в словесное искусство; его чудесное всегда имеет две стороны: одну чисто фантастическую, другую - действительную... помирить эти два противоположные элемента было делом истинного таланта»

        Интересовался Гофманом и Гоголь, своими страшными сказками он также вдохновился от таких же гофмановских ужастиков, разумеется создав их с несравненным украинским колоритом. Что интересно, в 1835 году С.П. Шевырев, выступая с некоторой критикой произведений Гоголя, говорил, что у него : "«…юмор малороссийский не устоял против западных искушений и покорился в своих фантастических созданиях влиянию Гофмана и Тика»." А когда Гоголь посетил Германию, он написал о своих впечатлениях: «...Иногда находит минута, когда хотелось бы из среды табачного дыма и немецкой кухни улететь на луну, сидя на фантастическом плаще немецкого студента... Но я сомневаюсь, та ли теперь эта Германия, какою мы представляем себе. Не кажется ли она нам такою только в сказках Гофмана?.. И та мысль, которую я носил в уме об этой чудной и фантастической Германии, исчезла, когда я увидел Германию в самом деле..."

      Белинский называл Гофмана "одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира»

Михаил Булгаков подчеркивал стилистические сходства произведений Гофмана и Мастера и Маргариты.

      Также Гофман был любимым писателем Эдгара По и Говарда Лавкрафта, что вполне заметно по сходству произведений и тематики. 

         Кстати сам Гофман тоже ведь немного наш писатель, ведь родился он 24 января 1776 года в городе Кенигсберге, то есть в Калининграде:) также как и философ-идеалист Иммануил Кант:) Полное имя его - Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, из любви к Моцарту он изменил Вильгельм на Амадей и стал Эрнст Теодор Амадей Гофман:) 

      Музыка всегда была любимым занятием Гофмана, он был и музыкантом и композитором а также дирижером капельмейстером. Венцом его творчества был успех оперы "Ундина" в Берлине в 1816 году. Увы, по большей части именно из-за любви к музыке, которая совсем не давал столько дохода как его настоящая профессия юриста, Гофман всю жизнь юбедствовал, сохранилась даже запись из его письма : "Продал сюртук, чтобы купить обед". Да, он мог стать юристом или адвокатом, и жить размеренной жизнью, даже стать господином надворным советником, но его деятельная душа жаждала свободы а не ежедневной скуки и тоски, поэтому он выбрал трудный путь. И вот, так получилось, что мало кто из читателей знает о нем до сих пор или читал что-то больше чем Щелкунчик в детстве или может что-то слышал о Песочном человеке...но все знают о Достоевском или Гоголе, и читают Гофмана в их строках... потому что эти писатели любили Гофмана, он стал чем-то вроде любимого писателя для творческих людей, а может ли быть награда выше....

Но нужна ли была такая награда человеку, влюбленному в музыку и волшебство и вынужденному жить в мире, где полностью отсутствовала вера в эти творения?:))) Человеку мечтавшему сочинять музыку и вынужденному быть мелким чиновником в стиле персонажей Гоголя и Достовского. Естественно выпивка стала для Гофманом лучшим способом вновь оказаться в любимом мире  волшебства. Как писал о нем Герцен, четко,  верно и грустно: "«Всякий Божий день являлся поздно вечером какой-то человек в винный погреб в Берлине, пил одну бутылку за другой и сидел до рассвета... Тут-то странные, уродливые, мрачные, смешные, ужасные тени наполняли Гофмана, и он в состоянии сильнейшего раздражения схватывал перо и писал свои судорожные, сумасшедшие повести» "

   Когда читаешь эти строки, чувствуешь родство с великим писателем, ибо хорошая бутылка вина, или пара бутылок пива уносят меня  в волшебный мир тепла и любви, пусть за это потом приходится расплачиваться усталостью, слабостью, расшатанными нервами  и двойным одиночеством. Увы, я не могу перенести свои ощущения в такие чудесные произведения как  это делал Гофман, но я рад что есть писатель. который смог передать эти ощущения. Мир Гофмана существует до сих пор - именно в том, что вокруг полно людей, которые ни во что не ставят волшебные вещи и вообще их не любят, а если их любишь ты, то тебе придется несладко. И если есть человек который смог описать все это, пусть много лет назад, столетия назад, но так же близко как сейчас - это еще один повод верить в чудесное..ну и в хорошее пиво:)