Рубрики1
Социалки
Новые статьи

Саладин (араб. Салах - ад-Дин «Честь веры») (1138-1193), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите. Успех его карьеры стал возможен благодаря условиям, сложившимся на Востоке в XII в. Власть, принадлежавшая ортодоксальному халифу Багдада или еретикам Фатимидской династии Каира, постоянно «проверялась на прочность» визирями. Сельджукскую державу после 1104 года вновь и вновь делили между собой турецкие атабеки. Иерусалимское королевство христиан, возникшее в 1098, существовало лишь потому, что оставалось средоточием внутреннего единства посреди общего распада. С другой стороны, энтузиазм христиан породил противоборство мусульман. Зенги, атабек Мосула, объявил «священную войну» и начал свои кампании в Сирии (1135-1146). Нур ад-Дин, его сын, продолжал завоевательную политику в Сирии, укреплял государственную организацию на своей территории и «широко провозглашал джихад».
Жизнь Саладина пришлась именно на тот период, когда возникла сознательная потребность в политическом объединении и защите ислама. По происхождению Саладин был армянским курдом. Его отец Айюб (Иов) и дядя Ширку, сыновья некоего Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги. В 1138 Айюб получил от Зенги в управление Баальбек, а в 1146, после его смерти, вошел в число придворных и стал жить в Дамаске. В 1154 благодаря его влиянию Дамаск остался во власти Нур ад-Дина, а сам Айюб стал управлять городом. Таким образом, Саладин получил образование в одном из знаменитых центров исламской науки и смог воспринять лучшие традиции мусульманской культуры.
Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164-1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174-1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187-1192). Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга, будучи порой союзником франков, а также являлся оплотом халифов – еретиков. Поводом к вторжению послужила просьба изгнанного визиря, и Ширку был отправлен в Египет (1164) вместе с Саладином, младшим офицером его войска. Тотчас вмешался иерусалимский король Амори (Амальрик)I, и впоследствии все четыре экспедиции в Египет, имевшие место в 1164, 1167, 1168 и 1169, оборачивались противоборством между христианами и сарацинами. Они привели к большим потерям, понесенными христианами, кончине Ширку и назначению Саладина визирем с титулом «аль-Малик аль-Назир» (Победоносный король). В отношениях с Фатимидским халифом Саладин проявлял необыкновенный такт, и после смерти аль-Адида, последовавшей в 1171, у Саладина было достаточно власти, чтобы во всех египетских мечетях заменить его имя на имя ортодоксального халифа Багдада. Так ислам был объединен против христианства. Саладин постоянно проявлял свою покорность Нур ад-Дину, однако его заботы о фортификации Каира и та поспешность, которую он проявлял, снимая осады с крепостей Монреаль (1171) и Керак (1173), говорят о том, что он боялся зависти со стороны своего господина.
В 1174 Нур ад-Дин скончался, и наступил период сирийских завоеваний Саладина. Вассалы Нур ад-Дина стали бунтовать против его юного преемника ас- Салиха, и Саладин двинулся на север, формально с целью его поддержки. В 1174 он вступил в Дамаск, взял Хамс и Хаму, в 1175 захватил Баальбек и города, окружавшие Халеб (Алеппо).
Следующим шагом стало достижение политической независимости. В 1175 году он запретил упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и получил формальное признание от багдадского халифа. В 1176 году он разгромил вторгшуюся армию Сайф ад – Дина Мосульского и заключил соглашение с ас-Салихом, а также с ассасинами. В 1177 он вернулся из Дамаска в Каир, где построил новую цитадель, акведук и несколько медресе. С 1177 по 1180 он вел войну против христиан из Египта, а в 1180 заключил мирный договор с султаном Коньи (Рума). В 1181-1183 он был в основном озабочен положением дел в Сирии. В 1183 он вынудил атабека Имад ад-Дина обменять Халеб на малозначащий Синджар, а в 1186 добился принесения вассальной клятвы со стороны Мосула. Последний независимый правитель наконец был подчинен, и Иерусалимское королевство оказалось один на один с враждебной империей.
В 1187 четырехлетние перемирие было нарушено известным разбойником Рейнальдом де Шатильоном, и тогда начался третий период завоевательных походов Саладина. В мае неподалеку от Тиверии был уничтожен небольшой отряд тамплиеров и госпитальеров, а 4 июля у Хаттина Саладин нанес сокрушительное поражение объединенной христианской армии. Затем он захватил Палестину, 20 сентября осадил Иерусалим, а 2 октября вступил в Священный город и провел ритуал его очищения, проявив великодушие к христианам Иерусалима. В королевстве только Тир остался в руках христиан. Возможно в том, что Саладин пренебрег взятием этой крепости до наступления зимы, заключался его самый грубый стратегический просчет. Христиане сохранили за собой мощный оплот, когда в июне 1191 их оставшаяся армия напала на Акру. Саладин немедленно окружил христианское войско, и так началась знаменитая осада.
Саладин не имел флота, что позволило христианам дождаться подкреплений и оправиться от поражений, который они потерпели на суше. 8 июня 1191 прибыл Ричард Английский, а 12 июня Акра капитулировала без разрешения Саладина. Ричард закрепил свой успех прекрасно организованным маршем, что был проведен вдоль побережья до Яффы, великой победы при Арсуфе.
В течение 1191-1192 имели место четыре небольшие кампании на юге Палестины. Ричард в это время перемещался между Бейт-Нубой и Аскалоном, имея своей конечной целью захват Иерусалима. В январе 1192 его бессилие проявилось в том, что он отказался от Иерусалима и стал укреплять Аскалон. Переговоры о мире, проходившие в это же время, показали, что Саладин является хозяином положения. Хотя в июле Ричард одержал две великолепный победы у Яффы, мирный договор был заключен 2 сентября, и он стал триумфом Саладина. От иерусалимского королевства осталась всего лишь береговая граница и свободный путь на Иерусалим. Аскалон был разрушен. Несомненно, что причиной гибели королевства стало единство исламского Востока. Ричард вернулся в Европу, а Саладин – в Дамаск, где он и скончался после непродолжительной болезни 4 марта 1193. Он был похоронен в Дамаске и оплакан на всем Востоке.
Саладин обладал ярким характером. Будучи типичным мусульманином, суровым по отношению к неверным, захватившим Сирию, он, однако, проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Он был очень прилежен в молитвах и постах. Он гордился своим родом, заявляя, что «Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу». Его великодушие проявлялось в уступках, оказанных Ричарду, и его отношении к пленникам. Саладин был необыкновенно добр, кристально честен, любил детей, никогда не падал духом и был истинно благороден по отношению к женщинам и всем слабым. Более того, он проявлял истинно мусульманскую преданность священной цели. Источник его успехов заключался в его личности. Его нельзя назвать государственным деятелем, поскольку он не оставил Востоку ни «конституции», ни кодекса законов. После его кончины империя была поделена между его родственниками. Будучи способным полководцем, он, однако, не мог сравниться с Ричардом, и, кроме того, не имел четко организованной армии. « Мое войско ни на что не способно, - признавался он, - если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним». В истории Востока он остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.